Известные психологи

Известные психологи

Психология как наука возникла ещё в античные времена. Она менялась, развивалась, дополнялась и опровергалась. Множество направлений, множество работ, множество ученых, ставших в последствии известными психологами — всё это наука психология.  Известные психологи, открывшие новые направления в психологии, которым удалось открыть что-то свое, что-то новое и ранее никому неизвестное. Мы постарались собрать их всех вместе, чтобы познакомить вас с наиболее яркими представителями науки психологии.

Гальтон Фрэнсис Сэр Фрэнсис Гальтон (англ. Francis Galton; 16 февраля 1822 — 17 января 1911) — английский исследователь, географ, антрополог и психолог; основатель дифференциальной психологии и психометрики. Родился в Бирмингеме, в Англии. Происхождение Фрэнсиса Гальтона Гальтон был двоюродным братом Чарльза Дарвина по их деду — Эразмусу (Эразму) Дарвину. Его отцом был Самюэль Тертиус Гальтон, сын Самюэля «Джона» Гальтона. Семья Гальтон была известной и весьма успешной в сфере изготовления оружия и банкирском деле, в то время как Дарвины отличались в медицине…
Ганнушкин Петр Борисович (1875—1933) — русский психиатр, ученик С. С. Корсакова. Исследования Ганнушкина связаны с областью психических расстройств, пограничных между нормой и патологией. В монографии «Клиника психопатий: их статика, динамика и систематика» (1933), Ганнушкин предложил следующую классификацию психопатических индивидов: циклоиды, астеники, неустойчивые, антисоциальные и конституционально-глупые, а также дополнительные подгруппы: депрессивные, возбудимые, эмоционально-лабильные, неврастеники, психастеники, мечтатели, фанатики, патологические лгуны.Данная классификация оказалась существенно шире рамок психопатий: с одной стороны, в типологию Ганнушкина были включены невротические варианты пограничных расстройств, с другой — помимо…
Гартли (Хартли) Дэвид (1705—1757) — английский мыслитель, один из основоположников ассоциативной психологии. Стремясь установить точные законы психических процессов для управления поведением людей, Гартли пытался применить для этого принципы физики Ньютона. Согласно Гартли, вибрации внешнего эфира вызывают соответствующие вибрации в органах чувств, мозге к мышцах; последние находятся в отношении параллельности к порядку и связи психических явлений, от элементарных чувствований до мышления и воли. Следуя учению Локка, Гартли впервые превратил механизм ассоциации в универсальный принцип объяснения психической деятельности. По Гартли, психический мир…
Гезелл (Gesell) Арнольд Луций (1880-1961) -американский психолог, создатель Йельской клиники нормального детства, в которой изучалось психическое развитие детей раннего возраста — от рождения до 3 лет. Его исследования восполняли серьезный пробел в экспериментальном изучений и диагностике детей этого возраста, так как все тесты, разрабатываемые в школе Бине, Клапареда и др. были направлены главным образом на обследование детей от трех лет и старше. В клинике Гезелла была разработана специальная аппаратура для объективной диагностики динамики психического развития маленьких детей, в том числе…
Герман Людвиг Фердинанд фон Гельмгольц (нем. Hermann von Helmholtz; 31 августа 1821, Потсдам — 8 сентября 1894, Шарлоттенбург) — немецкий физик, физиолог и психолог. Людвиг Гельмгольц родился в семье учителя. Изучал медицину в королевском медицинско-хирургическом институте в Берлине. Обязательной для выпускников этого института была восьмилетняя военная служба, которую Гельмгольц начал в 1843 году в Потсдаме, в качестве военного врача. По рекомендации Александра Гумбольдта ему было разрешено преждевременно оставить военную службу и начать преподавать в 1848 году анатомию в берлинской академии.…
Станислав Гроф (Stanislav Grof, род. 1 июля 1931 в Праге, Чехословакия) — чешско-американский психолог и психиатр, доктор медицины, основатель трансперсональной психологии, один из пионеров в изучении изменённых состояний сознания для лечения, роста и самопознания человека. На основе исследований, связанных с влиянием препарата ЛСД на сознание человека, Гроф выделил 4 следующих области психики:     сенсорный барьер;     индивидуальное бессознательное;     область рождения и смерти (перинатальный уровень);     трансперсональный уровень. Станислав Гроф утверждает, что существующие популярные концепции психологии человека (например, теория Фрейда)…
Чарльз Дарвин (1809-1882) — английский естествоиспытатель, создатель эволюционного учения о происхождении видов путем естественного отбора. Это учение, заложившее основы современной биологии, сыграло важную роль в преобразовании психологии в самостоятельную науку, поскольку способствовало утверждению в ней объективного метода и принципа развития. Идеи Дарвина стимулировали формирование таких отраслей, как зоопсихология, данные которой позволили изучить предысторию человеческого интеллекта, детской психологии и других форм генетического изучения психики. Большинство школ и направлений новой психологии испытало влияние учения Дарвина, в том числе функционализм. Дарвин посвятил ряд…
Рене Декарт 31 марта 1596 — 11 февраля 1650, — французский математик, философ, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.БиографияДекарт происходил из старинного, но обедневшего, дворянского рода, и был младшим (третьим) сыном в семье. Он родился 31 марта 1596 года в городе Лаэ, ныне Декарт. Его мать умерла, когда ему был 1 год. Отец его был судьёй.Образование получил в иезуитской школе, где познакомился с |Мареном Мерсенном(тогда…
Уильям Джеймс (11 января 1842, Нью-Йорк — 16 августа 1910, Чокоруа, Нью-Хэмпшир) — американский философ и психолог, один из основателей и видный представитель прагматизма и функционализма. Биография Уильяма Джеймса Старший брат писателя Генри Джеймса. Учился медицине, в 1869 получил степень доктора, но по состоянию здоровья отказался от карьеры практикующего врача. С 1872 — ассистент, с 1885 — профессор философии, а в 1889-1907 — профессор психологии Гарвардского университета, где в 1892 году организовал первую в США лабораторию прикладной психологии (совместно с…
Дидро Дени (1713-1784) — французский философ. Основоположник материалистического направления во французской психологии. Трактовал все психические проявления как функцию мозга, пропагандируя эту концепцию в работе «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Дидро считал, что по всей материи рассеяны живые молекулы — носители чувствительности, от которых в процессе естественноисторического развития человека тянется цепь возрастающих по сложности явлений до максимального расцвета разума у человека («Мысли об объяснении природы», 1754). Признавая роль биологических предпосылок развития психики («телесной организации»), отмечал, что умственное состояние народа в целом зависит не от биологических, а от социальных обстоятельств. Дидро — автор ряда конкретно-психологических исследований поведения,…
Добрынин Николай Федорович (1890-1931) — российский психолог, доктор психологических наук. Исследовал психологическую природу внимания, его виды, физиологические основы, свойства и характеристики, прежде всего колебания внимания. Обосновал принцип значимости как одно из фундаментальных оснований функционирования человеческой психики, позволяющий исследовать связь познавательных процессов личности с мотивацией ее поведения, раскрыть роль активности человека в познании окружающего мира. Значимость определяет направленность внимания человека, являясь одним из наиболее существенных среди обусловливающих его признаков. Рассматривал также вопросы интеллектуального воспитания, развития интересов и формирования личности ребенка. Добрынин…
Карл Дункер (нем. Karl Duncker; 2 февраля 1903, Лейпциг — 23 февраля 1940, США) — немецкий психолог, видный представитель гештальт-психологии, один из наиболее выдающихся исследователей мышления. С 1930 г. работал в Психологическом институте в Берлине. В 1935 покинул Германию и работал сначала в Кембридже у Ф. Ч. Бартлетта, а затем в США. В возрасте 37 лет покончил с собой. Дункер известен прежде всего своими исследованиями в области продуктивного мышления и решения задач. Проведя многочисленные эксперименты, Дункер ввёл понятие функционального значения…
Джон Дьюи (англ. John Dewey; 20 октября 1859, Бёрлингтон, штат Вермонт — 1 июня 1952, Нью-Йорк) — американский философ и педагог, представитель философского направления прагматизм. Автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии, педагогике и др. дисциплинам. Как иногда утверждается, «философия Дьюи очень популярна в США, и 80 % американцев, знакомых с философией, считают Дьюи лучшим философом Америки своего времени». Биография Джона Дьюи Джон Дьюи окончил Вермонтский университет (1879). Был профессором Мичиганского, Чикагского и Колумбийского университетов (1904-1930).…
Эмиль Дюркгейм (фр. Emile Durkheim) (15 апреля 1858, Эпиналь — 15 ноября 1917, Париж) — французский социолог, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки. В 1898-1913 гг. Дюркгейм руководил изданием «Социологического ежегодника» — первого в мире специализированного научного журнала по социологии. Сотрудники этого журнала образовали научное сообщество «Французская социологическая школа», центральную проблематику которой составлял научный вопрос о социальной солидарности. Основные направления научных исследований Эмиля Дюркгейма Социальная девиация Основные сочинения Дюркгейма «Элементы социологии» (1889)«О…
Жане (Janet) Пьер (29.05.1859, Париж — 24.02.1947) — французский психолог и психиатр. Разрабатывал проблемы патопсихологии и психиатрии (неврозы, психастении, психастенический характер, психические автоматизмы). В 20-х гг. на основе категории «действия» Пьер Жане создал общепсихологическую концепцию, в которой в отличие от бихевиористов рассматривал психическое как результат интериоризации внешних, практических действий, имеющих социально значимый характер. Так, человеческая память первоначально появляется как коммуникативное действие, служащее для передачи важных сообщений, влияния на других людей, объединения их при выполнения той или иной задачи. Затем внешний…
Жинкин Николай Иванович (1893, Суздаль — 10.10.1979) — отечественный психолог. В 1916 г. закончил с золотой медалью историко-филологический факультет Московского университета. Работал в Институте психологии (с 1914 г.), в Государственной Академии художественных наук. В 1947 г. в Институте психологии защитил кандидатскую диссертацию на тему «Интонация речи в связи с общими проблемами экспрессии», а в 1959 г. — докторскую диссертацию на тему «Механизмы речи», в которой была использована оригинальная методика кинорентгеносъемки. Преподавал в Институте иностранных языков им. М. Тореза и на…
Занков Леонид Владимирович Занков Леонид Владимирович (1901-1977)педагог, психолог, дефектолог, д.ч.АПН (1955), доктор педагогических наук (1943). Окончил факультет общественных наук Московского университета (1925). Преподавал в сельской школе Тульской области (1918-1919), работал воспитателем и зав. детскими сельско-хозяйственными колониями в Тамбовской и Московской областях (1919-1922). С 1929 г. вел научно-исследовательскую работу; в НИИ дефектологии (1929-1951, в 1944-1947 директор), НИИ теории и истории педагогики АПН (1951-1977, в 1951-1955 зам. директора по науке). Занков разрабатывал проблемы психологии памяти, мышления и речи нормальных и аномальных детей.…
Александр Владимирович Запорожец (30.8(12.9).1905, Киев, — 7.10.1981, Москва) — психолог, действительный член АПН СССР (1968), д-р пед. наук (1959), проф. (1960). Биография Александра Владимировича Запорожца Александр Владимирович Запорожец окончил педагогический факультет 2-го МГУ (1925-1930). В 1929-31 гг. сотрудник АКВ им. Н. К. Крупской. В 1920-30е гг. входил в состав пятёрки ближайших московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина). С 1931 г. в Харькове в Украинской психоневрологической академии; одновременно с 1933 г. — доцент, с 1938 г. — зав. кафедрой…
Зейгарник Блюма Вульфовна (9.11.1900, г. Пренай, Литва — 24.02.1988, Москва) Психолог, доктор психологических наук (1960), профессор (1965). Окончила психологическое отделение философского факультета Берлинского университета (1927). Зейгарник начала свою научную деятельность под руководством берлинского психолога Курта Левина. Обнаруженный в дипломной работе Зейгарник факт преимущественного запоминания незавершенных действий вошел в мировую литературу под названием «эффект (или феномен) Зейгарник». Зейгарник работала в психоневрологической клинике Всес. Института экспериментальной медицины (ВИЭМ) вместе с Л.С.Выготским, применяя идеи культурно-исторического подхода к пониманию патологии психики (1931). В годы…
Зинченко Владимир Петрович (родился 10 августа 1931, Харьков) — российский психолог. Один из создателей инженерной психологии в России. Представитель семейной династии известных психологов (отец — Пётр Иванович Зинченко, сестра — Татьяна Петровна Зинченко). Активно развивает идеи культурно-исторической психологии. Биография Владимира Петровича Зинченко Владимир Петрович Зинченко окончил отделение психологии МГУ (1953). Кандидат психологических наук (1957). Доктор психологических наук (1967), профессор (1968), академик Российской Академии Образования (1992), вице-президент Общества психологов СССР (1968-1983), заместитель председателя Центра наук о человеке при президиуме АН СССР (с 1989), почетный член Американской академии…
 «НачалоНазад12345ВперёдКонец» 
Страница 2 из 5